Она ведет свою историю от Романово-Борисоглебского уездного училища, которое было открыто 19 декабря 1826 года.Инициатива в деле открытия уездного училища принадлежала правительству, усерднейшим исполнителем предначертаний которого был городничий Антипа Моисеевич Шигарин.» ( А. Кузнецов «Исторический очерк Романово - Борисоглебского училища», изд. 1892 г.)
(подробнее об истории школы из книги К. В. Конюшева>>>)
В первый год учеников насчитывалось 35: в подготовительном классе – 28 человек, в первом классе – 7 человек. Хотя учеников было немного, в училище требовалась большая работа по обустройству и улучшению условий обучения. Эту задачу решал первый учитель, на которого возложили временно и должность штатного смотрителя,студент Московского университета Дмитрий Погорельский. Первым катехизатором назначили местного священника Петровского. Он же стал и учителем подготовительного класса.
В первые годы училище помещалось в верхнем этаже каменного дома мещанки Беспаловой по Новинской улице. За первые 60 лет своего существования оно не раз меняло свой адрес.
В 1874 году Романово – Борисоглебское трехклассное училище было преобразовано в двухклассное городское. Впоследствии оно стало четырехклассным.
В 1914 году была открыта правительственная женская гимназия. Первый набор учащихся с 1 по 5 классы в новой, только что открывшейся гимназии занимался в каменном здании, составляющем правую часть современного здания СОШ № 2,
до открытия гимназии в нем находилась больница. Начальницей женской гимназии работала Анна Ивановна Шумова.
В соседнем здании (левая часть современной школы) размещалось мужское городское училище. В первые годы империалистической войны это училище именовалось как высшее начальное училище, окончив которое юноши имели право поступать в учительскую семинарию, средние технические учебные заведения или на службу в государственные учреждения.
В 1916 году мужское училище стало мужской гимназией.
Социальные потрясения 1917 года не обошли и Романово – Борисоглебск. Когда новая власть начала утверждать свой порядок, первым делом она сменила названия.
На основании положения «Об единой трудовой школе», изданного 16 октября 1918 года, мужскую и женскую гимназии преобразовали в школу-девятилетку.
Развивая свою деятельность в русле духовных и воспитательных традиций, средняя школа № 2 за долгие годы своего существования достигла значительных успехов в воспитании и образовании подрастающего поколения. Стремясь не отставать от требований времени, руководство школы вводит специализацию – ремесленное дело.
Слесарная практика проводилась в мастерских ремесленной школы. Ученики делали рамки, табуреты, полки, клетки для кроликов и др.При школе существовал крольчатник, в котором содержались породистые кролики. В 30-е годы в школе велась значительная кружковая работа.
С 1926 по 1936 годы при школе была «Метеорологическая станция», заведовала которой А.И. Шумова. Ученики наблюдали за температурой воздуха, осадками, направлением ветра, составляли сводки по месяцам и временам года.
В своей деятельности школа соединяла и просвещение, и активную общественную позицию, и прогрессивный для того времени подход к воспитанию. Ни на один шаг не отставала новая школа от новой жизни, выполняя все ее требования, как и прежде, воспитывая граждан и патриотов.
В 30-е годы и период Великой Отечественной войны здесь работали такие известные в городе педагоги, как А.И. Белоградская, А.И. Шумова, А.Е. Полиектов, О.А. Кондакова, Л.А. Можаева, Н.А. Иванов, Е.И. Конюшева, Н.И. Кульпин, Е.П. Кульпина, С.Г. Кондаков.
Уровень предметной подготовки оставался неизменно высоким – среди окончивших школу в это время были ученые, врачи, учителя, научные работники.
Вопрос о качестве образования всегда находился в центре внимания педагогического коллектива. Открыть незаурядные способности в своих учениках, максимально развить их, сформировать потребность учеников к образованию и самообразованию – эти задачи остаются приоритетными и для школы сегодняшнего дня.
Школа и сегодня свято чтит традиции гуманных, уважительных, интеллигентных отношений в учительско-ученическом коллективе, живет заботой о физическом и духовном здоровье детей и взрослых.
Проходят годы, но сущность школы, отношения, традиции не меняются, определяя особый ее дух – дух доброго дома. Педагогический коллектив видит необыкновенную силу, ценность и большие потенциальные возможности традиций в воспитании личности в условиях воспитательной системы школы.
Наличием традиций в той или иной мере характеризуется любая социальная структура, но для школы их значение особенно велико. Традиции создаются в процессе активной деятельности и общения всего коллектива и поэтому представляют для всех его членов особую ценность.
Многие школьные традиции уходят корнями в вековую историю тутаевского (романово-борисоглебского) образования. В школьном музее, в 2006 году получившем официальный статус, имеются архивные материалы, свидетельствующие о длительном и плодотворном времени работы гимназии, прямым наследником которой является современная МОУ СОШ №2.
Продолжая лучшие традиции русской классической гимназии, школа считает одной из приоритетных задач развить в ребенке личность, сформировать общечеловеческие ценности: доброту, справедливость, гуманность. Это достигается путем приобщения детей к культурным и духовным ценностям нашей страны, через патриотическое воспитание.
Развитие личности ребенка, его нравственное воспитание – вот те направления в работе, которым придавалось особое значение во все времена.
В русле гимназических традиций была построена воспитательная работа и в школе в разные годы. Система внеурочной деятельности позволяла выявить и развить богатейшие возможности, заложенные в каждом ребенке.
Выпускники школы разных лет отмечают, что ее характерной чертой всегда было взаимное уважение учеников и учителей, дружба и сплоченность классов. Деятельность современной школы также осуществляется в атмосфере взаимопонимания, взаимоуважения и доброжелательности.
В классах проводится большая воспитательная работа по созданию сплоченного коллектива и культурно-просветительская работа. Учащиеся школы – частые гости в музеях и театрах не только Ярославской области, но и Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
В гимназии большое значение придавалось физическому воспитанию учащихся. Оно осуществлялось через физические упражнения, которые были необходимы для оздоровления гимназистов, имеющих высокие учебные нагрузки.
В последующие годы все большее значение стала приобретать спортивно-массовая работа. Кроме уроков физкультуры, учащиеся занимались в спортивных кружках и секциях, участвовали в легкоатлетических эстафетах, игровых видах спорта.
В 50-70 годы 20 века под руководством опытных учителей-энтузиастов Копрова В.С. и Новикова В.С. учащиеся школы добивались высоких спортивных результатов. Многие их выпускники навсегда связали свою профессиональную деятельность со спортом.
Школа богата своими традициями, на протяжении многих лет проходят мероприятия: «День знаний», праздник «Урожая», «День Учителя», «День Матери», «День рождения школы», спортивный фестиваль, туристический слет, праздник «Последний звонок», конкурсы «А, ну-ка девушки», «А, ну-ка парни», «Новогодние праздники».Школьное самоуправление организует: дежурство в школе и в классах, поисковую работу в школьном музее, организацию досуга (весенние, осенние балы, новогодние сказки), проведение акций («Нет наркотикам», «Мы за здоровый образ жизни».), выпуск школьной ежемесячной газеты «Школьный вестник»..
В 2012 году присвоено имя В.А.Новикова.
автор статьи Емельянова О.Б |
1826года состоялась божественная литургия по поводу открытия уездного училища и приготовительного класса, который является первоначальным предком нашей школы.
1831 год. Приготовительный класс официально оформляется как самостоятельное учебное заведение, за которым закрепляется название— “Приходское училище”
1877 год. «Приходское училище» переименовано в «Первое мужское городское приходское училище»
15 октября 1895 год. Учителем приходского училища назначен выпускник Новинской учительской семинарии П.Н.Бучин.
1902год. Городское приходское училище преобразуется в «Приходское по Уставу 1828 года»
1918 год. Мужское приходское училище преобразовано в третью советскую трудовую школу первой ступени.
1933 год. Школа получает статус образцовой.
1949 год. Учителям школы П.Н.Бучину и А.К.Круговихиной за заслуги в области образования и воспитания учащихся присвоен Орден Ленина.
1938 год. Школа становится семилетней №18.
1962 год. Школа преобразуется в восьмилетнюю школу №5.
1996 год. Школе присвоено имя Павла Николаевича Бучина. Открыт школьный музей «Истории народного образования»
С 2000 года - средняя общеобразовательная школа №5 им. П.Н.Бучина.
С 2007 года школа работает в режиме Ресурсного центра.
Павел Николаевич Бучин родился 15(2) декабря 1876 года, в Романове - Борисоглебске, в бедной мещанской семье. Павел Николаевич окончил городское трехлетнее училище, поступил в Новинскую учительскую семинарию, которую он успешно закончил в 1895 году.
15 октября 1895 года П.Н.Бучина назначили учителем Приходского училища, ему тогда было 19 лет. Первые ученики были учащимися сразу четырех отделений, всего 39 человек, с которыми Павел Николаевич занимался одновременно.
Жена Павла Николаевича, Антонина Иосифовна тоже была учителем.
Общественная деятельность П.Н.Бучина была очень разнообразной, интересной.
В 1902 году в Романове-Борисоглебске открылась первая общественная библиотека, заведующим которой был П.Н.Бучин.
В двадцатые годы XX века Павел Николаевич был председателемТутаевского краеведческого общества, им было написано множество интересных и подробных работ по истории края.
В 1948-1954 годах П.Н.Бучин был избран депутатом государственного совета.
На протяжении всего времени работы в школе Бучина любили и ценили его коллеги и ученики нашей школы.
П.Н.Бучин был награжден орденом Трудового Красного знамени в 1944 году, орденом Ленина - в 1949 году, знаком "Отличник народного просвещения" и званием "Заслуженный учитель школы РСФСР".
|
|