Реализация инновационного проекта

                                                         МОУ Левобережная школа города Тутаева

Реализация инновационного проекта

 

2014-2018

Школа в сложном социальном котексте

2018-2020

 Региональной инновационной площадки

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАЗОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА

 О проекте

Актуальность проекта объясняется теми процессами, событиями и явлениями, которые происходят не только (даже не столько) в образовании, но и во всех сферах человеческой деятельности. Речь идет о глобализации. В сфере экономики обычным явлением стали транснациональные корпорации и международная торговля, в объединенной Европе существует единая валюта. В сфере массовой коммуникации и информации самая очевидная примета времени — развитие разнообразных средств коммуникации и тотальный обмен информацией, следствием чего является расширение информационного пространства, что приводит к формированию универсального языка общения. В социальной сфере — свобода перемещения и общения людей дает им возможность чувствовать себя гражданами мира.

 Все это явственно свидетельствует о том, что мир становится единым открытым поликультурным пространством и человеку предстоит научиться в нем жить. Сегодня одни только знания не помогут выпускнику адаптироваться в поликультурном пространстве. Необходимо владеть общими компетенциями, чтобы адаптироваться к определенным обстоятельствам.

Ярким отражением этого процесса в образовании стало введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Главное отличие новых стандартов – это ориентация на результат, который представлен в виде личностных, метапредметных и предметных результатов на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. Главную роль играют метапредметные результаты. Это подтверждается и результатами международных исследований, а в последние десятилетия Российская Федерации принимает участие в таких крупных международных исследованиях, как PISA, TIMSS, PIRLS. Например, в исследовании 2015 года основное внимание уделялось естественнонаучной грамотности и выявлению тенденций развития естественнонаучного образования в мире за последние годы. По мнению экспертов, «необходимы изменения в организации учебного процесса при изучении естественнонаучных предметов в школе. Он должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий («что будет, если…?»), постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов»; «на основе новой концепции и модернизированных программ необходимо разрабатывать новые учебники и УМК естественнонаучных предметов. В этих учебниках и УМК должен найти отражение подход к обучению на основе научного метода познания и предложен методический инструментарий (компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.) для формирования продуктивной деятельности учащихся». Перечисленные умения носят метапредметный характер.

Анализ других нормативно-правовых документов федерального уровня («Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 года; «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р; «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года № 1155-р; «Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р) и действующих региональных проектов в образовании (региональный проект «Ярославская математическая школа»; проект «Умники и умницы», ориентированный на предметы гуманитарного цикла) позволяет сделать вывод о том, что формирование и развития базовой функциональной грамотности обучающихся становится приоритетным направлением государственной политики в сфере образования.

 

Цель проекта: создать условия для формирования и развития базовой функциональной грамотности обучающихся как основы компетенций XXI века.

 

Срок реализации проекта: 2018 – 2020 гг

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»